?

Log in

 
 
30 Декабрь 2014 @ 12:50
"Город Скифов" - Беф-Сан  
Располагался на месте совр. Телль-эль-Хусн, на развалинах холма юж. берега вади Джалуд (библ. Харод - Суд 7. 1), в стратегически важной точке Сев. Палестины: на соединении долин Иордана и Изреель, в месте, откуда на Сирию и Трансиорданию отходят ветви главного приморского пути (Via maris).



Название "город Скифов", кажется, закрепляет за Беф-Саном перевод 70 толковников, сделанный в III веке до н.э. при дворе Птолемея II Филадельфа. В Суд.1:27 Беф-Сан назван σκυθων πολις, а Вторая Маккавейская книга называет часть его населения "скифскими жителями":
"...Поднявшись оттуда, они устремились на город Скифов, отстоящий от Иерусалима на шестьсот стадий.
      30 Но как обитавшие там Иудеи свидетельствовали о благорасположении, какое имеют к ним Скифские жители, и о кротком обхождении с ними во времена бедствий,
   31 то, поблагодарив их и попросив и на будущее время быть благосклонными к роду их, они отправились в Иерусалим, потому что приближался праздник седмиц.
" 2Мак.12:29-31.

Мне пока не удается раскрыть эту тему в желаемом объеме, поскольку практически все найденные в интернете источники обходят ее молчанием. Единственная обнаруженная стоящая статья, освещающая результаты многочисленных археологических экспедиций в Беф-Сан также опускает почти пятисотлетний период между распадом Ассирии и приходом римлян. Стало быть, если есть о чем молчать, то скифы все же хоть немного, но наследили? Пока же приходится довольствоваться древними письменными источниками.

В Книге Иудифь Беф-Сан также назван "городом Скифов". Описанные в этой книге события произошли ок. 644 г. до н.э., когда царь Иосия по молодости лет еще не мог участвовать в политической жизни своей страны, но уже через четыре года начнет активную и повсеместную религиозную реформу. Поэтому здесь о нем еще нет упоминаний и основными субъектами сопротивления ассирийскому царю названы первосвященник Иоаким и старейшины народа.

Вторжение скифов в Переднюю Азию начнется спустя 20 лет - в 625 г. до н.э., однако автор дает следующий текст:
"Придя к Ездрилону близ Дотеи, лежащей против великой теснины Иудейской,
   10 он расположился лагерем между Гаваем и городом Скифов и оставался там целый месяц, чтобы собрать весь обоз своего войска" (Иудифь 3:9-10).
При этом он отмечает, что Иудифь после описанных событий дожила до стопятилетнего возраста и в это время "никто не устрашал сынов Израиля". Соответственно, написание Книги Иудифь состоялось после прихода скифов, занявших стратегический пункт в горном проходе (и лояльно относившихся к иудеям, несмотря на то, что они были вассалами их врага - египетского фараона), но еще до вторжения вавилонского царя Навухудоносора в 606-м году. - мое ошибочное предположение ( http://bibleist.livejournal.com/157508.html?thread=1183044#t1183044 )

Вывод. Получается, скифы жили в Беф-Сане по меньшей мере с 625 года до н.э., когда они вторглись в эту страну, преследуя египетскую армию, по 166 год до н.э., когда Иуда Маккавей поднял восстание в Иудее. Соответственно, эти скифы могли поддерживать связь с исторической родиной и способствовать культурному, материальному и языковому обмену.
 
 
 
Имян Отчествович Фамильевnomen_nescio on Декабрь, 30, 2014 12:12 (UTC)
Датировка книги Юдифи очень неоднозначна. Многие датируют её эллинистическим временем, то есть это не исторический источник, и название "город скифов" в таком случае ни о чём не говорит.
komrad_danko: the onekomrad_danko on Декабрь, 30, 2014 15:08 (UTC)
Ну, не все ограничивают круг исторических источников иудейским каноном :)

Кроме того, "городом скифов" Беф-Сан назван не только в этой книге. Разумеется, мы можем с Вами сойтись в том, что такое название он действительно получил уже в эллинистический период (я написал об этом, когда упоминал перевод 70-ти). Вы правы, если допустить, что Книга Иудифь была записана в конце VII в. до н.э., тогда пришлось бы искать ответ на вопрос почему Ездра не включил ее в иудейский канон.

Здесь я руководствовался лишь субъективным ощущением того, что автор книги не знал о вавилонском вторжении, наступившим вскоре после описанных событий. Поэтому не буду настаивать.
Но вопрос остается: откуда это название? Как Вы объясняете его появление в переводе 70-ти?
Имян Отчествович Фамильевnomen_nescio on Декабрь, 30, 2014 16:41 (UTC)
Я не о каноне говорю. По книге Юдифи я не специалист и знаю в основном то, что написано в "Введении в Ветхий Завет" под ред. Эриха Ценгера. Там-то и написано, что вполне возможно датировать Юдифь эллинистическим временем. Вроде авторитетные люди писали.
komrad_danko: the onekomrad_danko on Декабрь, 30, 2014 16:55 (UTC)
Я внес в текст поправку.