?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 Ноябрь 2006 @ 14:53
О Богородице...  
Отцы, братья и сестры!

Слушаю лекции арх. Аверкия, и вот возникают вопросы...

Во-первых, может, кто-то знает, были ли в ветхозаветное время формы монашества для женщины?
Т.е. мне показалось странным решение Девы Марии посвятить себя Богу и остаться девой.
Ведь согласно Ветхому Завету, высшее предназначение женщины, тем более из колена Давида, это родить как можно больше наследников, с тем, чтобы из них родился долгожданный Мессия.... Даже просто бездетная жена терпела позор, т.е. супружеские отношения с мужем и,соответственно, большое потомство, рассматривались как благословение Божье и выполнение Его воли.
Были в то время назореи, дававшие обеты девства, чистоты, нестрижения волос, но, насколько я поняла, это относилось лишь к мужчинам....
Таким образом, насколько типичным и понятным для ветхозаветных людей было такое пожелание Девы Марии остаться девой и посвятить жизнь Богу?

И потом, согласно Преданию, уже после того, как священники Иерусалимского храма, уважив и чтя такое решение Богородицы принести обет девства Богу, выдали Ее замуж за праведного Иосифа, дабы он хранил девство, могла ли Она терпеть поношения со стороны первосвященников, когда зачала и родила Богомладенца? Значит ли это, что как бы Ее репутация была подмочена в глазах первосвященников и вообще иудеев (ведь там все друг друга знали) из-за мнимого «нарушения» Богоматерью обета девства .
Понятно, что этот вопрос второстепенный и прямо никак не относится ко Спасению, но интересен именно библейский контекст, если об этом есть какие-то исследования.
 
 
 
mzsteba on Ноябрь, 13, 2006 12:04 (UTC)
ИМХО, исторические данные тут плохо согласуются с Преданием (особенно введение во святая святых - женщин дальше двора женщин не пускали независмо от возраста, да и первосвященники были не слишком симпатичные - все из того же клана Анании и Кайафы).
Александр Петров: Крейзи Ангелkindergod on Ноябрь, 13, 2006 12:31 (UTC)
мне кажеться
православные историки давно наплевали на иудейские традиции и историчнось их предположений и преданий...

не могла женщина войти во святая святых ни при каких условиях...

не было в иуд. традиции для женщины возможности монашества... для мужчин что то где то встречалось... для женщин нет...
real_lagusreal_lagus on Ноябрь, 13, 2006 16:29 (UTC)
для женщин нет...
наплевать-то они, конечно, наплевали, а вот Вам бы следовало быть поосмотрительнее делая такие утверждения - полистайте De vita contemplativa Филона насчет терапевтид.
Darkhondarkhon on Ноябрь, 13, 2006 17:16 (UTC)
Re: для женщин нет...
А что там, интересно?
real_lagusreal_lagus on Ноябрь, 14, 2006 01:18 (UTC)
Re: для женщин нет...
там - описание якобы находящейся в окрестностях Александрии аскетической общины, состоящей из мужчин и женщин. среди ученых идут споры о том, имеет ли это описание историческую ценность или Филон все выдумал. насколько мне известно, существуе русский перевод этого текста.
Александр Петров: Крейзи Ангелkindergod on Ноябрь, 14, 2006 07:27 (UTC)
в том то и вопрос...
было ли? и как это вписываеться в иуд.радицию....
(Удалённый комментарий)
Александр Петров: Странникkindergod on Ноябрь, 14, 2006 08:11 (UTC)
до хотя бы потому
что в храме и в Иудее времен Христа запрявляли саддукеи + фарисеи а не какие то левые еретики которых везде хватало...
real_lagusreal_lagus on Ноябрь, 14, 2006 15:03 (UTC)
Re: в том то и вопрос...
"было ли?" - велика вероятность того, что таки да (см. Beavis, M.A., “Philo’s Therapeutai: Philosopher’s Dream or Utopian Construction?,” Journal for the Study of the Pseudepigrapha 14:1 (2004), 30-42.).

насколько это "вписывается в иудейскую традицию"?.. а это и есть иудейская традиция - только не раввинистическая, а эллинистическая - о которой нам, к сожалению, известно гораздо менее чем того хотелось бы.
tozhe_kottozhe_kot on Ноябрь, 13, 2006 20:12 (UTC)
Назорейство для женщин было, но как и для мужчин - только временные обеты. В Святая Святых не только женщина, но мужчина не первосвященник не мог войти никогда и ни при каких обстоятельствах. Обета пожизненного девства не было и девочек при Храме не воспитывали
(Удалённый комментарий)
tozhe_kottozhe_kot on Ноябрь, 14, 2006 07:35 (UTC)
Re: "Назорейство для женщин было"
Беседер. Даю ссылку במדבר 6:2 : איש או אשה כי יפלא לנדר נזיר Числа6:2 Если мужчина или женщина даст обет назорейства
Я считала, что в сообществе bibleist подразумевается знание первоисточника вот ссылку и не дала. Вы удовлетворены?
real_lagusreal_lagus on Ноябрь, 14, 2006 14:56 (UTC)
Re: "Назорейство для женщин было"
Да, удовлетворен. Это, собственно говоря, конкретный ответ на конкретный вопрос. Приношу извинения за взыгравший во мне дух агона - хивья де-рабанан, видимо, укусила.

PS: "в сообществе bibleist подразумевается знание первоисточника" - к сожалению, не всегда.
Александр Петров: Клаудkindergod on Ноябрь, 14, 2006 07:29 (UTC)
и кстати...
отчего вы решили что назорейство - предполагало безбрачие?

ссылки в студию!!!
tozhe_kottozhe_kot on Ноябрь, 14, 2006 07:40 (UTC)
Re: и кстати...
Я-то как раз этого и не решила. Потому и уточнила, что назорейство было, а обетов безбрасия нет просто неудачно сформулировала. Простите
Александр Петров: Крейзи Ангелkindergod on Ноябрь, 14, 2006 08:01 (UTC)
а... точно...
это автор топика в контексте безбрачия упомянул назорейство... а я в его контектсте прочел и ваше сообщение...
osta_nosta_n on Ноябрь, 14, 2006 12:33 (UTC)
Re: и кстати...
т.е. исторически факт из Предания о том, что Дева Мария дала обет девства ради Бога и жила при храме не подтверждается, и такое не могло быть?
tozhe_kottozhe_kot on Ноябрь, 14, 2006 17:33 (UTC)
Re: и кстати...
Не подтверждается.
Покойный митр. Антоний в проповеди говорил о том, что всю эту историю можно понимать только символически. К сожалению, сейчас ссылки дать не могу, но Вы можете поискать на его сайте http://www.metropolit-anthony.orc.ru/
Александр Петров: Крейзи Ангелkindergod on Ноябрь, 14, 2006 07:57 (UTC)
ага... вот откуда корни?
"Были в то время назореи, дававшие обеты девства" - где такие были?
в законе насчет назореев ни чего не сказано об обете безбрачия!
yzingermanyzingerman on Ноябрь, 15, 2006 20:44 (UTC)
Юдифь и терапевтиды
1) См. в последней главе книги Юдифи о том, как к ней - вдове - сватались самые уважаемые люди народа, но она всем отказала и "cherished her hast'n'd widowhood" (как выразился Мильтон по другому поводу), хотя, как мне помнится, детей у неё всё ещё не было. Нет ли здесь намёка на её желание воздержаться от брака из благочестивых соображений? Обратите особое внимание на теорию, согласно с которой Юдифь является антагонистом Эсфири (последнюю статью об этом видел в בית מקרא - главном журнале по библеистике на иврите - около года или двух тому назад): если это действительно так, то проблематичность полового поведения Эсфири противопоставляется похвальному воздержанию Юдифи.

2) О дамах-терапевтидах в прошлом году вышла толстенькая монография по-английски в одном из штатовских или английских универов. К сожалению, не помню ни названия, ни автора (только, где у нас в библиотеке стоит), но думаю, что о терапевтидах не так много пишется, чтобы возникли проблемы с поиском.
real_lagusreal_lagus on Ноябрь, 15, 2006 21:01 (UTC)
Re: Юдифь и терапевтиды
Taylor, Joan E., Jewish Women Philosophers of First-Century Alexandria: Philo’s “Therapeutae” Reconsidered (Oxford: Oxford University Press, 2003).
yzingermanyzingerman on Ноябрь, 16, 2006 11:12 (UTC)
Re: Юдифь и терапевтиды
Оно самое!